Young Old: чему и зачем учиться на пенсии

Население стареет: уже сегодня каждый четвертый человек в стране — пенсионер. При этом образ жизни, запросы и потребности людей старшего возраста стремительно меняются. Теперь, уйдя на заслуженный отдых, люди озадачены тем, как сохранить социальную, профессиональную и умственную активность. Татьяна Дроздова, создатель и руководитель лаборатории Young Old, рассказала, как устроено образование для людей старшего возраста и почему так важно развивать это направление.
Наталья Афанасьева
11 октября 2017
Фото: Dwayne Madden / Flickr / CC BY 2.0
Татьяна Дроздова,
руководитель лаборатории Young Old
В современном мире возрастные границы очень расширились. Какой возраст теперь считается «пожилым»? Можно ли сказать, что во всех странах эти условные границы одинаковые, или это зависит от уровня жизни и социальных возможностей?

На то, как мы ощущаем возраст, влияет несколько факторов: прежде всего, конечно, то, как мы воспринимаем себя, но не только. Вся окружающая среда: родственники, члены семьи, коллеги, работодатели, то, как о старости говорят медиа, тональность, с которой ее обсуждают в обществе, законодательство — все это тоже оказывает на нас воздействие.

Формально точкой отсчета является пенсионный возраст, но и он не одинаковый в разных странах. Люди выходят на пенсию все позже — в среднем в 60-65 лет. А сейчас есть тенденция к еще большему увеличению пенсионного возраста — до 67 лет. Именно этот период жизни, 60-75 лет, западные исследователи и классификация ООН называют «young old», то есть «молодые пожилые». Впрочем, в некоторых развивающихся странах «пожилым» человека начинают считать значительно раньше — уже после 50 лет. Здесь имеет значение и средняя продолжительность жизни: понятно, что если в Средние века люди умирали в 40-45 лет, то в 30 лет они уже находились преклонном возрасте. Культурные особенности тоже играют роль: старость — это время, когда от активной жизни принято переходить к меньшему участию в жизни сообщества.

К сожалению, наша страна пока ближе к развивающимся — уже после 55 человек воспринимается как стареющий. От него ждут «жизни на пенсии»: считается, что он должен закончить карьеру и посвятить себя внукам. При этом часто его собственные родители еще живы и тоже требуют ухода и помощи.

Расскажите о проекте Young Old. Почему вы решили обратить внимание именно на аудиторию 50+?

Проектная лаборатория Young Old — это сообщество экспертов, которые изучают проблемы старшего возраста и создают решения для того, чтобы улучшить жизнь пожилых. Значительная часть нашей работы — это образование для людей старшего возраста, а также просветительские мероприятия: лектории, проектные лаборатории, медиапроекты. В октябре в культурно-образовательном пространстве «Охта Lab» (Санкт-Петербург) стартует проект Young Old, который включает в себя открытый лекторий и проектную лабораторию. Там будут читать бесплатные лекции по социологии, культурологии и психологии. Преподаватели — сотрудники РАН, СПбГУ, Института им. Мечникова, МАРХИ и др.

У Young Old есть канал в «Телеграм», который рассказывает, как стареть «правильно» и почему пожилые люди могут быть ценным ресурсом в разных областях. Ведь население России стареет: каждый четвертый в стране — пенсионер. Людей старшего возраста не просто становится больше — меняются их запросы и образ жизни. Наша задача — представить старшее поколение в качестве потенциального заказчика социальных, образовательных и бизнес-проектов.

Сильная сторона возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми

Зачем человеку, который уже, можно сказать, на пенсии, учиться?

Дело в том, что работа и учеба не только означают финансовое благополучие, но и «отвечают» за социальную активность и круг общения. Именно в профессиональной жизни и во время учебы создается так называемый круг слабых связей: сообщество друзей, знакомых, коллег. После ухода на пенсию этот круг сужается, что негативно сказывается на качестве жизни.

Физиологические процессы, которые протекают в мозгу в момент достижения цели, важны с точки зрения когнитивного здоровья: ставя учебные или рабочие задачи и пытаясь их разрешить, организм вырабатывает вещества, которые замедляют старение нервной ткани. Вот почему, отказавшись от привычных задач, люди могут столкнуться с резким когнитивным старением.

Образование для тех, кому за 50 и за 60, может быть разным: обучение современным навыкам, повышение квалификации в рамках специальности или получение новых знаний для того, чтобы найти новую работу, возможность превратить свое хобби в профессию или просто получить знания, которые помогут в повседневной жизни.

Какие качества человек теряет, а какие приобретает с возрастом?

По нашим наблюдениям, у тех, кому за 50, есть качества, позволяющие им конкурировать с молодыми. Взрослый человек гораздо лучше понимает собственные задачи, ему легче ответить на вопрос о том, зачем, чего ради он действует. Мне кажется, что сильная сторона преклонного возраста — эмоциональная стабильность, коммуникационный опыт, умение найти общий язык с разными людьми, развитая эмпатия. Отличительной чертой пожилых россиян является способность жертвовать своими интересами ради других. Такое качество достаточно опасно для самого человека, но это важный ресурс для общества. Людям старшего возраста присуще стратегическое видение, долгосрочный взгляд на рабочие процессы, ответственность и стабильность. Ну, и, конечно, у них есть жизненный опыт.

планировать свою старость лучше всего заранее

Есть какие-то особенности в организации обучения для пожилых?

Проектируя такое образование, нужно понимать, что внутри сегмента «50–55+» есть много подсегментов. И это разные целевые аудитории. Например, онлайн-курсы подойдут для «молодых пожилых», которые достаточно активно пользуются интернетом. Есть также подсегмент «средних» и «старших» пожилых — и у них другие возможности и потребности. Так, в группе тех, кому за 90, надо учитывать специфические проблемы — например, болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона.

Социализация и общение тоже являются важной частью образования и досуга для людей старшего возраста. Поэтому необходимо дать таким студентам возможность общаться вне занятий и создать для этого условия. Нужно учитывать, что память и скорость принятия решений с возрастом замедляются. Преподаватель должен обладать авторитетом, но при этом в его взаимоотношениях со студентами должна отсутствовать иерархия: все должны быть равноправными носителями знаний. Пожилые люди хорошо воспринимают интерактивные форматы, с удовольствием решают практические задачи. И для них важен материальный результат — артефакты, то, что можно унести домой, показать родственникам и друзьям.

Какие образовательные возможности сегодня есть у пожилых людей?

Мы недавно создали несколько онлайн-курсов на платформе «Активный возраст» — это своего рода «Coursera для пожилых». Они посвящены нескольким темам: как выработать стратегию старости, как сохранить конструктивные отношения в семье, как не остановиться в профессиональном развитии и вести активную социальную жизнь.

Что касается работы для пожилых людей, будем честны, предложений на рынке труда не так много: если пенсионеры и находят работу по специальности, то, как правило, идут на понижение. Врачи становятся нянями, педагоги — репетиторами, и так далее. Но можно сделать основным делом и монетизировать свое хобби или заняться общественной работой — например, стать районным активистом, старшим по подъезду или председателем ТСЖ. Это здорово — научиться хорошо делать то, что крупные организации делают плохо и только за большие деньги. У нас даже есть отдельный курс «Как сделать город лучше». Речь в его рамках идет о самых разных вещах: от раздельного сбора мусора до благотворительности. Можно даже создать собственный социальный проект.

Другой курс мы посвятили здоровью, чтобы рассказать о доказательной медицине, о том, как фильтровать информацию, распознавать шарлатанов и конструктивно общасться с врачами. Еще один курс посвящен современным технологиям: мы рассказываем, как решать повседневные проблемы с помощью смартфона и интернета, искать старых друзей и одноклассников, планировать досуг. Подобное обучение не должно проходить формально — «нажмите такие-то кнопки, передвиньте курсор». Нужно, чтобы студенты решали конкретные жизненные задачи.

Вообще, хотелось бы заметить, что планировать свою старость стоит заранее: думать, какие профессии и умения будут востребованы, какой запрос есть в обществе, какие навыки после выхода на пенсию помогут вам самореализоваться, чем бы вы хотели заниматься. Ну, и, конечно, создать финансовые «подушки безопасности», изучить возможности: пенсионные фонды, страхование, инвестирование и т. п.

Наталья Афанасьева
11 октября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты