-
Константин Северинов
- Образование
- Выпускник биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1990, с отличием), защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Молекулярная биология» (1993).
- Чем известен
- Специалист в области молекулярной биологии. Работал в Колумбийском и Рокфеллеровском университетах. В 2002 году получил звание профессора и стал заведующим лабораторией в университете Ратгерса. С 2005 года снова в России. В 2013 году заявка Северинова выиграла в третьем конкурсе мегагрантов правительства РФ.
Я очень счастливый человек. Может быть, это связано с моей наглостью. Я закончил МГУ в 1989 году и ни разу в жизни не чувствовал себя в зарубежных странах недостаточно образованным. Когда я только поступил в МГУ, у нас была система обязательных посещений. Я набрал три сотни пропусков и должен был вылететь перед первой сессией. Не вылетел потому, что не был просто прогульщиком, а сидел и читал книжки. Чему конкретно тогда учился, уже, честно говоря, не помню — слой полученных впоследствии знаний наложился на приобретенные в университете. Единственное, что помню из светлых студенческих лет: историю КПСС и военную подготовку. Мы считались военными биомедиками, поэтому я провел много времени, стоя на тумбочке в белом халате со значком октябренка.
Мое мнение об образовании менялось с годами. Сейчас я пришел к выводу, что для получения «идеального образования» нужно учиться в университете с глубокими традициями, что, конечно, не предполагает отсутствия там хороших преподавателей. Но, в первую очередь, университет красен своими студентами, их ощущением, что они учатся в необыкновенном месте. Посмотрите на МФТИ в наши дни: он хорош теми парнями и девушками, которые поступают туда каждый год, считая, что это самый сильный вуз в своей области. Чтобы было понятно: в Америке, например, есть вузы, которые входят в Лигу Плюща, и есть другие, менее раскрученные вузы. Мой университет Ратгерс, кажется, на 50 месте в мировом рейтинге. Значит ли это, что преподаватели Ратгерса хуже гарвардовских? Совсем нет. Многие из наших преподавателей учились, а потом и работали в Гарварде. Гарвард лучше студентами — там учатся те, кто прикладывает неимоверные усилия, чтобы быть на верху горки. Ты не хочешь быть вторым, твоя позиция — только первое место. И вот этот отбор, в конечном итоге, и определяет качество. Любая конкуренция полезна. Когда ты прошел через конкурс 20 человек на место, у тебя возникает чувство ответственности и некой элитарности.
В мире за последние 20 лет естественные науки очень сильно продвинулись вперед. В России движения не было. У нас до сих пор все сводится к классическому образованию 1980-х годов с добавлением каких-то отголосков современности. Преподаватели, даже МГУшные, к сожалению, в большинстве своем не практикующие ученые. Есть такое понятие empowering — это когда ты можешь начать мыслить по-новому, обучаясь непосредственно у тех людей, которые делают научные открытия. Этому нельзя учить по учебникам.
Программ по международному обмену у нас почти нет. В мою американскую лабораторию приезжали двое ребят из Казахстана. Страна заплатила 100 тысяч долларов за их двухлетнее обучение. Мы их много чему научили, а потом они вернулись на родину. Российских практик подобных стажировок я пока не наблюдал. [Возможно, потребность в стажировке сможет удовлетворить программа «Глобальное образование». Подробнее в материале «Учёбы.ру». — Прим. редакции].
Но пока с техническим образованием у нас в целом все обстоит нормально. Проблема в том, что современные ученые должны уметь делать и другие вещи. Например, обладать навыком подготовки эссе и текстов. Мы все живем в текстовом мире и постоянно пишем тексты. Сюда же — риторика, презентации — то, что называется public speaking. Многим технарям это дается непросто. Лично для меня написание сочинения всегда было мукой. И что же? Сегодня я не последний ученый в мире, и пишу каждый день. Проблема нашего образования состоит в том, что у нас нет курсов по выбору. Если ты ученый и сидишь на грантах, ты все время пишешь и представляешь проекты. А как это делать, если со школы было стойкое нежелание писать сочинения, а в вузе этому не учили? Кроме того, очень важно уметь убеждать на иностранном языке. Знания английского языка как языка профессионального общения нашим людям сильно не хватает.
В идеале хороший вуз должен быть свободным от жесткой иерархии. У студента должна быть возможность общаться и с теми, кто младше, и с теми, кто умнее или богаче.
В Штатах десять лет назад началась интернетизация образования. Все просто: интернет-образование дешевле обычного. И теперь некоторые вчерашние третьесортные вузы популярнее рейтинговых — потому что они дали возможность получать образование через интернет. Рейтинговые спешат присоединиться — недавно Беркли выложил свои материалы в сеть. «Интернетизован — значит, глобализован», — таков сегодня девиз прогрессивного вуза. Эту эстафету перехватывают и школы. Сегодня одна из самых лучших школ с физическим уклоном находится на Гавайях.
Не вижу ничего ужасного, если со временем роль формального образования уменьшится. В Штатах (как и в России) сейчас переизбыток людей с высшим образованием. Мы воспринимаем образование как услугу, которая должна гарантировать нам успех. А самые успешные люди, например, Джобс или Гейтс — формально недоучки. Ты платишь деньги, учишься, тебе обещают светлое будущее. А в конце дороги вдруг говорят, что таких, как ты — тысячи. Трудомест не хватает, «светлое будущее» откладывается, а практических навыков у тебя нет. А мог ведь провести 4 года с пользой — построить дом, наколоть себе дров. Кроме набора специальных знаний образование должно учить решению проблем. В этом отношении хороши физики. Почему многие из них могут легко устроиться в банк и делать хорошие деньги? Потому что они обучены общим методам строгого логического мышления, которые позволяют подойти к любой проблеме абстрактно и решить ее. Это особая методология — как в алгебре, когда перестаешь называть числа цифрами и говоришь: a, b, c. Это очень важное умение для выпускников, и ему надо специально учить.
Мне импонирует немецкая система «вечного студента». В ее основе лежит идея баланса между твоей внутренней свободой и временным горизонтом жизни. Германия гораздо более социалистическая страна, нежели США — здесь есть уверенность в существовании некоторой сети поддержки, которая позволяет не думать с тревогой о завтрашнем дне. Поэтому в Германии можно учиться очень долго. Это помогает продолжить поиск самого себя по жизни. Это прекрасно, ведь чем больше мы двигаемся к успеху по выбранной ранее дорожке, тем сильнее ограничиваем себя когда-то сделанным выбором. А он не обязательно был осмысленным. Позиция «вечного студента» выгоднее, но немецкой системе не хватает одного — хорошего механизма контроля. В Германии действительно есть вечные студенты, но не все из них реально учатся.
Все это разделение на факультеты только мешает образованию. Должна быть открытая информационная среда. Я бы хотел, чтобы грани между факультетами стиралась, как это происходит в американских колледжах. Нужно, чтобы студентов-биологов учили профессиональные педагоги по английскому языку, риторике — квалифицированные специалисты в этой области.
Мы все болеем, стареем, умираем. Говорят, что 21 век — век биомедицины. Скорее всего, это так. Растет благосостояние, покупательная способность, интерес к продлению жизни. Запрос есть — биомедики без работы не останутся.
Биофак МГУ дает, как и прежде, лучшее профильное образование в стране. То есть, если вы решили получить биологическое образование и остаться в пределах 1/8 суши, то нужно идти туда. Поступающий, знай: на биофак идут лучшие ребята из твоей области. Что будет дальше? Вы обретете будущих коллег, большую сеть коллег — часть из них станет международной, это будет помогать вам всю жизнь.
Мои родители, бабушки и дедушки занимались наукой, я тоже. Когда я приехал первый раз в США, был удивлен, что дети видных профессоров занимаются какой-то несерьезной деятельностью — поют, продают компьютеры. Тогда я думал, что эти люди науки не передали своим отпрыскам той радости научного открытия с погружением в науку. Теперь я не осуждаю. Наоборот, понимаю. Они дали возможность заниматься своим детям тем, что им нравится.
Мои дети — американцы. Родина их — Нью-Йорк. Старшему 23 года. Как-то я его привез его учиться в Россию — думал, что проникнется русским духом. Он провел здесь семестр и с радостью уехал. А вот в Коста-Рике ему наоборот, очень понравилось учиться. Вроде бы, он планирует заниматься социологией, хотя каждый семестр пробует научиться чему-то новому. Американские колледжи этому способствуют. Пакет предметов может состоять из математики, истории Ближнего Востока и латиноамериканских танцев. Для нас, людей, получивших советское образование, страшно представить, что человек к третьему курсу колледжа еще не определился с будущей профессией.
Я почти уверен, что никто из моих детей ученым не станет. Может быть, только младшая. Ей 5 лет, и недавно она попросила меня отвести ее в лабораторию, чтобы научным методом проверить, вырастет ли шуба у мухи, если ее заморозить.
Образованный человек — это человек, настроенный критично.
Обсуждение материала
Оставить комментарий