Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников — 2017

В конце апреля в разных городах России завершились заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике, русскому языку, экономике, истории. Пройдя школьный, муниципальный и региональный туры, лучшие старшеклассники добрались до финала и... выиграли его. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2017.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
18 мая 2017
Фото: Pete / Flickr / CC BY 2.0
Соня Белопольская,
ученица 11 класса лицея № 1535,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по истории

«Я учусь в лицее № 1535. У нас в школе очень сильные учителя по истории, нас много заставляют учить и еще больше — думать, поэтому многие знания, которые помогли мне в ходе олимпиады, были получены на школьных уроках.

Муниципальный, региональный и заключительный этапы олимпиады не так сильно отличаются друг от друга, хотя уровень сложности возрастает. Так, например, на заключительном этапе простых знаний из учебников не хватит: нужны также другие навыки, скажем, логика, умение сопоставлять информацию, знания основ географии и искусства.

Заключительный тур проходил в Архангельске, и это была, наверное, одна из самых насыщенных недель в моей жизни. Нужно было и готовиться к турам, и не волноваться об уже написанных, и еще успеть посмотреть город. Так как я больше всего волновалась за письменный тур (проект и эссе), то мне было легче, поскольку мы написали их в первый день. Перед тестовой частью ничего не повторяла, хотя привезла с собой учебники, да и интернет был, но решила лучше выспаться. Не пожалела — все равно ничего из того, что я хотела повторить, так и не появилось в заданиях. Перед устным туром нам объявили результаты предыдущих туров, я уже знала, что стану призером, и спокойно отправилась на выступление. Там практически не волновалась: осознание, что я получу диплом, дало возможность расслабиться и просто говорить в свое удовольствие. Видимо, это повлияло на результат: баллы мне поставили высокие, и их оказалось достаточно, чтобы я стала победителем.

Задания в этом году были очень интересные: особенно проект, где надо было порассуждать на тему сознания людей Средневековья на основе анализа „Повести временных лет”. И, конечно, мне понравился тест, хотя вначале показался очень сложным: например, нужно было определить школы иконописи и расположить их на карте.

Чтобы выиграть „Всерос”, обязательно нужно иметь сильный характер — в этом году многие в этом убедились. Важно никогда не сдаваться, всегда уверенно идти к своей цели, что бы вокруг ни говорили. Еще важно научиться не нервничать, собираться в сложной ситуации и выкладываться по максимуму. И, конечно, необходимо много работать, не обращая внимания на все отвлекающие факторы: забыть про соцсети, долгий сон по выходным и (приходится признать!) другие уроки. Хотя порой стоит и отвлекаться: например, я иногда гуляла с друзьями или учила английский, просто чтобы не „перегореть” и все-таки дойти до конца.

Я несколько лет мечтала стать дипломатом, поэтому выбрала МГИМО. Что касается ближайших планов, я точно не собираюсь отвлекаться от учебы — за этот год у меня немного забылся английский, да и остальные предметы отошли на второй план, поэтому их нужно подтянуть. Кроме того, в мире множество интересных вещей — начиная от ядерной физики и заканчивая творчеством импрессионистов, поэтому я собираюсь узнать много нового. А еще участвовать в различных волонтерских проектах, ездить в детские лагеря вожатой или преподавать».

Мария Дмитриева,
ученица 11 класса лицея «Вторая школа»,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по математике

«Я учусь в лицее „Вторая школа“, где математика — профильный предмет, но олимпиадам уделяется не очень много внимания. В этом году школьный и муниципальный туры олимпиады я пропустила (они скучные), так как являюсь победителем „Всероса“ прошлого года. А вот на региональный этап сходила, там интересные задачи.

В качестве подготовки к олимпиаде в первой половине этого учебного года я съездила на сборы по математике, плюс ходила на кружок в Центре педагогического мастерства, но только изредка, так как было много других жизненных задач, в первую очередь учеба в Независимом московском университете, где готовят математиков. Полгода перед финалом олимпиадной математикой я почти не занималась.

Могу сказать, что на школьном и муниципальном этапах задания очень простые, думать не нужно, на региональном — несложные, но мозгом приходится пользоваться, на заключительном — довольно трудные, хотя в большинстве своем решаемые.

Финал олимпиады проходил в Калининграде. Организаторы подготовили для нас неожиданные задания, думаю, что условия задач второго дня не понравились никому из участников. Я волновалась, но не очень: моей задачей было не выиграть, а лишь не провалиться, не слишком опуститься на фоне результата прошлого года. Это мне и помогло стать победителем. Я очень рада, что моя олимпиадная карьера завершилась на такой ноте.

Учиться я буду на математическом факультете Высшей школы экономики, потому что сейчас это лучший матфак в стране. В ближайших планах — сдать сессию в НМУ, разобраться с платьем на выпускной и найти подработку на лето. Могу рассказать, что поеду ассистентом на летние московские сборы по математике и на летнюю школу „Современная математика“».

Дарья Комлева,
ученица 11 класса школы № 2097,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по русскому языку

«Интерес к русскому языку у меня появился в 5 классе, во многом благодаря замечательным учителям. Сейчас у меня очень сильная учительница русского языка и литературы, она сама связана с олимпиадным движением и помогала мне готовиться к олимпиадам. В качестве подготовки, прежде всего, я очень много читала, проделывала задания самостоятельно, чтобы развивать свои навыки и узнавать новое. Часто решала различные задания олимпиады прошлых лет, чтобы привыкнуть к формату. Не могу не сказать, что много знаний и опыта мне дали выездные учебные лагеря. С 9 по 11 классы я ездила на семинары осенью и весной, где самые лучшие преподаватели читали нам лекции и давали полезные задания. В этом лагере занимались и другие ребята из команды Москвы по русскому языку.

У меня большой опыт участия в олимпиадах школьников. В 9 классе я дошла до регионального этапа, пройдя все предыдущие. В 10 классе я решила писать сразу региональный этап, результат был удачный, прошла на заключительный тур и весной поехала в Курск. Там выступила не очень успешно, что сильно подстегнуло меня стараться еще сильнее, развиваться и изучать новое, чтобы выиграть эту олимпиаду. В 11 классе я снова писала только региональный этап и успешно прошла на финал, который на этот раз проходил в Смоленске.

Заключительный этап состоял из двух туров: на первом предлагались традиционные девять заданий на разные разделы языка, последним заданием был перевод древнерусского текста со множеством маленьких заданий к нему. Второй тур изначально был для всех загадкой. Никто не знает, что его ожидает, пока не окажется на самом туре. Итак, на втором туре у 10-11 классов сначала была проведена лекция по определенному материалу, а затем мы писали комплексный анализ (синтаксис, фонетика, морфология) по потрясающему произведению И. Бродского „Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром”. Мне очень понравился этот тур, я получила огромное удовольствие от чтения предложенного текста и его исследования. Задания были очень объемные, но я смогла сделать довольно много. Финал был для меня непростым психологически. Я понимала, что это 11 класс, а значит „Всерос-2017” — мой последний шанс выиграть.

На следующее утро после показа работ в моей гостинице вывесили список с баллами участников. Когда я увидела, что у меня максимальный балл среди 11 классов, меня охватил жуткий шок. Я не понимала, как такое вообще возможно. Честно говоря, я надеялась быть в списке хотя бы призеров, но стать абсолютным победителем, это невероятно!

С конца 10 класса я уже точно знала, что хочу учиться в НИУ ВШЭ на направлении „Медиакоммуникации”. Я в восторге от учебной программы этой специальности и хочу, чтобы в будущем моя жизнь была связана с медиаиндустрией. Но я никогда не перестану интересоваться и изучать филологию и лингвистику».

Георгий Булгаков,
ученик 11 класса лицея № 1547,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по экономике

«Я учусь в лицее № 1547, в физмат-классе, поэтому такого предмета, как экономика, у меня нет, и к олимпиадам я готовлюсь самостоятельно. Я считаю, что школьный и муниципальный этап можно выиграть почти без подготовки, задания там в основном несложные, а вот к региональному и заключительному этапу уже стоит готовиться. Лучше всего съездить в какую-нибудь выездную школу, их сейчас довольно много, но можно просто дома прорешивать задания прошлых лет, смотреть решения задач, которые не смог решить, и запоминать приемы, которые там используются.

Задания в этом году были интересные: почти не было „шаблонных“, к которым можно легко подготовиться. Большинство задач были математическими, однако были и две задачи на понимание макроэкономических моделей. Многие сильно волнуются, попав на соревнования такого уровня, однако с опытом это проходит. За четыре года участия в олимпиадах я научился концентрироваться только на решении задач во время тура и совершенно не думать о результате. Когда стал одним из победителей, мне, конечно, было приятно, однако я ожидал такого результата и поэтому какой-то особенной радости не ощутил.

Олимпиада по экономике — одна из самых легких среди всероссийских олимпиад школьников, я уверен, что любой при желании может стать там призером или даже победителем. Однако сложность и нестандартность заданий с каждым годом растет, и когда олимпиада в этом плане приблизится к олимпиадам по физике или математике, тогда без какой-то врожденной одаренности, гениальности или таланта выиграть будет намного сложней. Поступать я буду на мехмат МГУ или на матфак НИУ ВШЭ — как наука математика мне кажется намного более красивой и интересной, чем экономика».

Дарья Деревцова,
ученица 11 класса лицея № 1535,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по русскому языку

«Я учусь в лицее № 1535 в физико-математическом классе, поэтому многие мои одноклассники не воспринимают русский язык как серьезный предмет. Но надо отдать должное нашей учительнице: Вера Вадимовна Антонова является великолепным педагогом, который может привить любовь к родному языку даже в техническом классе.

Во Всероссийской олимпиаде школьников я начала участвовать с 8 класса. На протяжении трех лет я доходила до регионального этапа, становилась призером, но не набирала необходимое количество баллов, чтобы пройти на финал. В этом году я пропустила школьный и муниципальный этапы и пошла сразу на региональный. Быстро написав олимпиаду, я была уверена, что не пройду дальше, как и в предыдущие годы, так как не готовилась к ней. Нам присылали книги, которые можно было почитать, выдавали материалы об истории языка, словарях, известных филологах и лингвистах, но я даже не пыталась это выучить. Именно поэтому считаю выход на заключительный этап счастливой случайностью.

Финал проходил в Смоленске. Как обычно, два тура — два дня. Первый тур состоит из 9 заданий, затрагивает все разделы, начиная с фонетики, синтаксиса, морфологии и заканчивая языковой игрой и старославянским. Каждое задание включает нескольких пунктов, где надо показать как теоретические знания, так и практические. Второй тур начинается с лекции. У нас она была об особенностях литературного языка начала XVIII века и творчестве Кантемира как представителя данной эпохи. В качестве задания нам дали комплексный анализ текста Иосифа Бродского „Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром”. Вопросы, объединенные в несколько блоков, проверяли наше умение определять синтаксические функции слов, находить архаические конструкции и сопоставлять их с аналогичными современными, работать с устаревшими орфоэпическими нормами, распознавать трансформированные фразеологизмы.

После написания туров и вплоть до награждения волнение не покидало, а когда я услышала свое имя и уже стояла на сцене с дипломом, то перед глазами пронеслись все эти напряженные дни, и пришло осознание, что затраченные усилия и время были не бессмысленными и дали отличные результаты».

Валерий Мыльцев,
ученик 11 класса гимназии № 1507,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по истории

«В этом году я поучаствовал во всех четырех этапах олимпиады, чтобы оценить задания и немного потренироваться. Школьный и муниципальный туры, как обычно, сложности не представляли, и пройти их можно было и с базовыми знаниями истории России и логикой, поэтому к ним я практически не готовился, тем более что по результатам прошлого года проходил сразу на региональный, с которым уже пришлось попотеть. Этот этап был наиболее сложным, во многом потому, что для одиннадцатых классов сделали очень высокие проходные баллы. Сам я еле-еле прошел на заключительный этап, отбив несколько баллов на апелляции.

Мне повезло, и я еще с лета попал на курсы по подготовке к олимпиадам в Центре педагогического мастерства. Там же с сентября проходил обучение перед региональным этапом. Кроме того, я по несколько часов в день занимался дома и осилил немалое количество учебников и разных справочных материалов.

Финал в этом году проходил в Архангельске, поэтому перед ним много учил историю Поморья. Организаторы, особенно составители исторического проекта, посвященного предсказаниям Древней Руси, меня сильно удивили, и я не угадал ни одного задания. Немного расстроили темы эссе, потому что среди них не было темы по второй половине XIX века, которую я в основном и готовил. Не помню, когда я испытывал столько невероятных эмоций, как во время вручения дипломов рядом с другими победителями на сцене. И не менее здорово было получать поздравления от моих друзей и знакомых, которых оказалось значительно больше, чем я ожидал.

Гением для победы в олимпиаде быть совсем не обязательно. Она, как мне кажется, рассчитана на обыкновенных школьников, интересующихся предметом за рамками программы. Однако сказать, что победить могут все, нельзя: я знаю достаточно много ребят, которые не смогли пройти через региональный этап, особенно сложный в Москве из-за большой конкуренции. Увы, я уже в 11 классе и не смогу больше участвовать в подобных олимпиадах, хотя с удовольствием попробовал бы себя в смежных дисциплинах, например, обществознании или МХК. Поступать я буду, скорее всего, на „Международные отношения” в МГИМО. Летом хотел бы отдохнуть перед университетом и возобновить занятия спортом, отложенные из-за учебы».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
18 мая 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты