Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Велоночь» — 2018: зачем изучать историю московского футбола

18 августа в Парке Культуры стартует «XI Московская международная велоночь», на этот раз посвященная истории московского футбола. Создатель проекта, историк Сергей Никитин, рассказал «Учёбе.ру», как через футбол можно понять город, его историю, людей и нравы.
Наталья Афанасьева
10 августа 2018
Фото: Moscow Velonotte 2016

В 1846 году два специалиста из Кембриджского университета встретились с представителями частных школ, чтобы сформулировать и принять свод единых футбольных правил. Дискуссия длилась 7 часов и 55 минут, в результате чего возник документ под скромным названием The laws of the game, известный ныне как «Кембриджские правила». Они были одобрены большинством школ и клубов, а позднее приняты за основу правил Футбольной ассоциации Англии.

С этой чисто английской истории времен правления королевы Виктории начнется XI Московская международная велоночь, которая стартует перед Музеем современного искусства «Гараж» в Парке Горького, а закончится в Сокольниках. Участники проедут 22 километра по набережной Яузы, которая в эту ночь станет «великой футбольной рекой». Одновременно в прямом эфире радио «Маяк» можно будет послушать рассказы и музыку. Велосипедисты познакомятся с местами, где родились самые знаменитые российские команды: «Спартак», «Локомотив», ЦСКА.

Сергей Никитин,
историк, создатель проектов
«Международная велоночь»
и «МосКультПрог»
Как история московского футбола связана с Англией?

Первая остановка на пути будет возле первого английского футбольного клуба Москвы — завода, построенного британцами Гоппером и Ригеем. Теперь он называется «Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича», а в те времена, когда Фанни Каплан пыталась застрелить Ленина, носил название «Завод имени Михельсона». Михельсон купил этот завод в 1916 году, уже вместе с футбольной командой.

Первый в России матч тоже состоялся недалеко от Москвы, в городе Крутое (сейчас — Орехово-Зуево) в 1887, где на бумагопрядильной мануфактуре Викулы Морозова работали англичане. Ее директор — родившийся в России шотландец Гарри Чарнок — набирал в Великобритании новых сотрудников по принципу умения играть в футбол — то есть собирал команду.

У каждого города есть своя футбольная история. Например испанский «Реал Мадрид» образовался, когда домой, в Мадрид, вернулись выпускники Кембриджа, решившие создать футбольную команду. В Риме же, наоборот, три первых клуба были будто бы из разных миров: один собрал аристократ, другой — хозяин таверны на окраине города, третий — обосновавшиеся в Риме рабочие-шотландцы. У нас же футбол с самого начала был заводским, причем первыми футболистами стали англичане и старообрядцы, работавшие на фабриках. Позднее им заинтересовались интеллигенция, буржуазия, а позже и власть.

В конце концов появился человек, москвич с немецкими корнями, которому собственно и будет посвящена на этот раз «Велоночь», — Роберт Фульда. Он перевел на русский язык правила FIFA, издал их и вместе с соратниками из Петербурга организовал Всероссийский футбольный союз. Благодаря Фульде появился также московский чемпионат и первый кубок — его так и называли, «Кубок Фульда». Центром футбольной жизни тогда стали Сокольники. Современная спартаковская база — по сути наследница того, что этот человек сделал в 1912—1914 гг.

В Сокольниках, на Путяевских прудах, заканчивается маршрут. Он проходит вдоль Немецкого кладбища, где похоронен Роберт Фульда и по набережной Яузы — «Великой футбольной реки». Многие футбольные клубы и кумиры так или иначе связаны с ее окрестностями. Велосипедисты проедут мимо стадиона, который раньше назывался «Локомотив» и где начинала когда-то команда железнодорожников с Казанского вокзала. Как-то раз мимо проходил, как бы мы сейчас сказали, «хедхантер» московского «Динамо», и увидел парня, стоявшего на воротах. «Приходи к нам, будешь играть», — сказал он. Так началась футбольная карьера легендарного вратаря Льва Яшина.

Мы исследуем футбол как элемент культурного кода

Кто будет выступать в качестве экспертов? О каких социальных и культурных феноменах пойдет речь?

С нами поедет историк российского футбола из Италии Марио Курлетто, профессор Генуэзского университета и автор двух книг: про героический период «Спартака» и про Льва Яшина. В детстве он случайно увидел по югославскому телевидению советский футбольный матч, и игра очень сильно его впечатлила. Кроме того, выступит писатель и историк футбола Александра Нилина — автор книг про футболистов Константина Бескова и Эдуарда Стрельцова.

Мы рассказываем о футболе как о социально-культурном явлении. Этот вид спорта объединяет множество людей, и его невозможно представить без нравственных коннотаций. Скажем, на стадионе «Динамо» в конце 40-х собиралась совершенно разная публика: есть потрясающая фотография, где сидит на трибуне Шостакович, рядом с ним — шеф МГБ Абакумов, затем — тенор Козловский с дочками. В советское время действовал закон: больше троих не собираться, — а тут сразу так много народу, шумно, весело. Шостакович как раз сказал про стадион, что это единственное место в стране, где «можно громко говорить правду о том, что видишь».

Речь пойдет также о феномене футбольного хулиганства, которое было большой проблемой в европейском и российском футболе и городской культуре в 1980-е и в начале 2000-х. Тут поможет «Ромео и Джульетта», потому что, собственно, как раз в этой пьесе Уильям Шекспир показал, как мается молодежь, которой нечего делать. Сразу после войны невозможно было представить побоища на стадионах. А потом пришли «сытые» поколения, да и к детям стали относиться нежнее. Молодым людям нередко хочется поучаствовать в коллективных «пошумелках», почувствовать, что они — часть стаи. Футбол здесь легко использовать как повод. В Средние века рыцари рвали друг друга за трофеи, теперь вместо трофеев — кубки, а вместо рыцарей — игроки. Мы исследуем футбол как ключевой элемент культурного кода. Интересно, как он влияет на городскую жизнь? Но главная идея маршрута, как и самой «Велоночи», — в том, чтобы показать разную Москву: уголки и места, которые горожане обычно не замечают.

Мы восстанавливаем эту невидимую историю

Идея посмотреть на город с не совсем привычной стороны появилась еще во времена «МосКультПрога», когда Вы рассказывали о музыкальных тайнах Свиблово или о культуре района Беляево. Расскажите, как Вы создаете маршруты? Есть какие-то идеи для следующих «Велоночей»?

Когда вы гуляете по заброшенной столице в Индии, или видите, например, затопленный город Калязин на Волге, такие места вызывают большой эмоциональный интерес. «Но храм оставленный — все храм». В какой-то момент я стал искать такие точки рядом, в Москве. Оказалось, город богат на такие истории.

Вот, например, стадионы. Их у нас в городе огромное количество, но у некоторых — например, у МВО в Лефортово, сейчас даже нет табло для счета, это просто поле для военных и студентов. А ведь когда-то там собиралось огромное количество людей, проходили матчи главных команд, кипели страсти. Мы восстанавливаем эту невидимую историю.

Только что мы делали «Велоночь» в Лондоне. Там есть район Бейсвотер у Кенсингтонского сада — суетливый, шумный. Меньше всего он сейчас ассоциируется с музыкой. Тем не менее именно здесь была квартира Джими Хендрикса, где он начал писать песни — по совету продюсера, который жил в соседней комнате. Я помню, как удивились мои друзья-лондонцы, когда услышали эту историю.

В другой раз меня заинтересовали деревья на улице в Риме, где я жил, — очень красивые платаны. Я стал узнавать, и оказалось, в конце XIX века в Европе на них была мода, и эти английские деревья посадили везде: в Барселоне, Париже, Риме. Кроме того, выяснилось, что растения, которые ассоциируются у нас с «настоящим римским пейзажем»: кипарисы и пинии — во времена Римской империи были завезены сюда из побежденного Карфагена. Кроме того, дипломаты привозили из разных стран растения в качестве подарков, в эпоху Возрождения в Риме обновилась культура садов. Я понял, что хочу показать Рим через историю растений, и мы провели Римскую ботаническую ночь.

Теперь мы мечтаем провести «Ботаническую велоночь» в Лондоне. Она намечена на июнь будущего года. Также в следующем году мы готовим «Велоночь» в Берлине — про Баухаус, к 100-летию этой архитектурной школы. А в Москве в 2019 году мы думаем провести «Полицейскую велоночь» — по местам, где происходили или были раскрыты различные преступления.

Регистрация на XI Московскую международную велоночь — на сайте. Сбор — с 22:00, старт — в полночь.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
10 августа 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты